Павлова Наталия Геннадьевна, музыкальный руководитель
История создания военных песенИсториясоздания военных песен
Песни военных лет по праву можно назватьмузыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально спервого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу,поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять,выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужныбыли солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам идобровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах. Итакие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашимикомпозиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельнымилистовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках:песни- лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости,стремление к борьбе, к отпору врагу. Вложенные в солдатские треугольники идругие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно,передавались из уст в уста. Со старыми же песнями произошла странная инеожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обреликак бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя олюбви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, онизазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, завозвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовалисобственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они сталисимволом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надовернуть, сметя захватчиков с родной земли. Эти песни живут до сих пор. Хорошо когдасовременные дети, знающие о войне из книг, кинофильмов, рассказов, поютфронтовые песни. Рассказать об историивозникновения таких песен – наша задача, исполнение таких песен – одно изсредств воспитания патриотизма дошкольников.
СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА муз. А.В.Александрова сл. В.И.Лебедева-Кумача
24 июня 1941 года газеты «Известия» и«Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшеесясловами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
В ЗЕМЛЯНКЕ муз. К.Листова сл. А.Суркова Эта песня сразу же, безоговорочно былапринята — и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведьстихотворение, из которого она родилась, появилось в общем-то случайно, даже впечать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронташестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, подИстрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения. Так бы и остались эти стихи частьюписьма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию композиторКонстантин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню».«Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах,отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову,будучи вполне уверенным в том, что, хотя свою товарищескую совесть он иочистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет.Листов пробежал глазами по строчкам, промычал под нос что-то неопределенное иушел. Через неделю он вновь появился вредакции, попросил гитару и запел: Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
Все свободные от работы по выпуску номераслушали, затаив дыхание. Песня «пошла» по всем фронтам — от Севастополядо Ленинграда. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственностипоказалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага»— упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про смерть вычеркнутьили отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно, она «пошла»...О том, что с ней «мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмоот шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому-то ненравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что досмерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, мы-то ведьзнаем, сколько шагов до нее, до смерти». Конечно же, сугубо личные строки Сурковасовсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысшихлирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественнойпоэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но иласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, чтона него обрушила жестокая действительность. Вот почему если бывшие фронтовики поют проземлянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятсяслез.
КАТЮША муз. М.И.Блантера сл. М.В.Исаковского Как же родилась «Катюша»?
«Я начал одну песню»,— сказал мнеМихаил Васильевич и показал четверостишие, — вспоминает Блантер. — Это былоудивительно. Я попросил поэта оставить мне зачин его песни. Теперь я буквальноне находил себе места… «Катюша» без остатка заняла мое воображение. Вслушиваясьв слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкаяинтонация. И в частности, вот что: берег, на берег! Какая причудливая играударений! Ну прямо-таки как в веселой народной припевке. Однако над музыкальным решением песни пришлось потрудиться немало.Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Нопесни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным. И тогда поэт и композитор стали вместеискать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжетаподсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенныхлет.
Так в советскую песенную лирику вошлановая тема — тема любви девушки и воина, защитника Родины.
И вдруг появилась «Катюша». В песне этойникакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлыечувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем. что еелюбимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простойи обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех еепредшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. По-новомузазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. Но не только в песнях жила в ту суровую поруКатюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившееужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоребыли сложены песни: Шлибои на море и на суше,
Песнястала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах:«Катарина» и «Дует ветер». Песня этаслужила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, ак проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи истудентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашейстолицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка сласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша. И, конечно же, всюду звучаласложенная в честь нее замечательная песня.
ТЕМНАЯ НОЧЬ муз. Н.Богословского сл. В.Агатова Картина «Два бойца» снималась в сороквтором в Ташкенте. Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Темнойночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у негостолько времени, сколько песня звучит сейчас. Режиссер Леонид Луков вспоминал,как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять разповторяли запись, но все было «не то», все недоставало особой душевной,проникновенности, лиризма. И вот наконец Бернесу удалось добиться тогоединственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, икомпозитор, и поэт Владимир Агатов. Они вышли на улицу, когда над городом ужезанялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работникикиностудии, уже напевали их только что рожденную песню. С этого утра началась долгая жизнь «Темнойночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки неспишь...» И над детскими кроватками ее пели тоже, потому что в маленьких,затемненных городах эта песня очень помогала ждать. А потом была Победа, но триумфальное шествие«Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда ИванСеменович Козловский, приехав в гости к вождю американского рабочего классаУильяму Фостеру, в конце беседы спросил его: «Что вы хотели бы послушать? Я срадостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас вАмерике очень любят...» Пожалуй, на этом можно было бы и закончитьрассказ об удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний. Только ещеодна маленькая подробность. Вскоре после того, как «Темная ночь» прозвучала сэкранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда сталииспытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку — то жесамое. Поставили третью, пятую, седьмую — брак. Оказалось, что испорчена матрица:техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита ееслезами...
ОГОНЕК Музыка неизвестного автора сл. М.Исаковского Точкой отсчета в биографии песни можносчитать, пожалуй, 19 апреля 1943 года — день, когда газета «Правда»опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Исаковского «Огонек» сподзаголовком «Песня», но без нот и какой-либо ссылки на то, что к немунаписана музыка. По всей вероятности, поэт заведомо рассчитывал, что песней этиего стихи обязательно станут. Такое случалось уже не однажды. Стихи Исаковскогобыли сами по себе столь напевны, что стоило появиться им на газетной илижурнальной странице, как тут же начиналось негласное соревнование междукомпозиторами: кто из них лучше, ярче, доходчивей выразит в музыке мысль, идеюпоэта? К «Огоньку» музыку стали сочинять иподбирать повсюду и все — профессиональные композиторы и самодеятельные,дирижеры, музыканты, певцы. Известны публикации мелодических версий «Огонька»,принадлежавших М. Блантеру, А. Митюшину, Н. Макаровой, Л. Шварцу, а изсамодеятельных композиторов — Н. Чугунову, В. Никитенко. Все они исполнялись вконцертах на фронте и в тылу, а некоторые звучали по радио и даже были записанына грампластинку (как это случилось, к примеру, в годы войны с музыкой М.Блантера). Однако ничего общего с той мелодией, которая была подхвачена внароде, ни одна из них не имеет. Повсеместно запели именно тот «Огонек»,который все мы знаем и сейчас. Кто же автор этой мелодии? А главное — каким образомона так быстро, можно сказать, мгновенно распространилась в военные годы ипрочно закрепилась в народной памяти? На эти вопросы ни одному изисследователей, занимающихся песенным творчеством периода Великой Отечественнойвойны, не удалось пока дать аргументированный ответ. Никто не отыскалпубликаций или хотя бы рукописей «Огонька», относящихся к военному времени. Впервые с той мелодией, которая всем намхорошо известна, песня была записана на грампластинку и прозвучала поВсесоюзному радио уже после войны, в 1947 году, в исполнении замечательногопевца и талантливого пропагандиста советской песни Владимира Нечаева. Он спел«Огонек» с эстрадным оркестром Радиокомитета под управлением ВиктораКнушевицкого. По всей вероятности, именно Кнушевицкий и осуществил первуюмузыкальную редакцию, запись и аранжировку того напева, который бытовал вустной традиции, передавался из уст в уста, с живого голоса на живой (а не скассеты на кассету, как в наши дни). На этикетке пластинки было указано, чтослова песни М. Исаковского, а музыка — народная. То же самое говорилось и впередачах радио, когда она звучала. С тех пор разгорелись споры вокругавторства мелодии «Огонька», которые не затихают по сей день. «...Начинаяпримерно с 1945 года и до сих пор, - писал по этому поводу Михаил ВасильевичИсаковский в апреле 1968 года, - очень многие люди пытаются доказать, что песню(музыку) написали они, то есть, вернее, каждый пытается доказать, что это егомузыка. Одним словом, авторов музыки «Огонька» было великое множество. Союзкомпозиторов создал специальную комиссию, чтобы выяснить, кто же автор«Огонька». Было рассмотрено множество материалов, проверена каждая нота, каждаямузыкальная «закорючка». В конце концов комиссия установила, что стихи«Огонька», напечатанные в «Правде», напоминают даже мотив польской песенки«Стелла», что ни один из претендентов не мог написать музыку.
СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС муз.М Фрадкина сл. Е.Долматовского
Песня«Случайный вальс» была создана в 1943 году композиторомМарком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, МаршалаСоветского СоюзаКонстантина Рокоссовского. Эта композиция должнабыла выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага вКурском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военныхдействий не готовится. Интересно, что в первоначальном варианте песни былитакие слова:
СМУГЛЯНКА муз. А.Новикова сл. Я. Шведова Осенью 1940 года поэт Яков Шведов икомпозитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах.Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа дляокружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня одевушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была посвоему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новиковапропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни,композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. — Чтоэто за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-тосмуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же авторгероических песен, — говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и«Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно,так бы она и осталась там, если бы не один случай. —Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменногоансамбля А. В. Александров, — вспоминал Новиков, — и спросил, нет ли у меняновых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». Квеликому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовьмолдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.
НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ Муз. В.Баснера сл. М.Матусовского События, о которых поется в этой песне, невыдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская областьсоседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от неговысота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м.
Бойцы, отбивавшие одну атаку врага задругой, нуждались хотя бы в кратковременной передышке для того, чтобы сменить иперезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды,перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Годенкин, решилотвлечь огонь врага на себя. В окровавленной и изодранной гимнастерке поднялсяон во весь рост и пошел прямо на гитлеровцев. Рука его была перебита, и потому он держалавтомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошел метров пятнадцать— двадцать. Казалось, он шел оченьдолго. На этом пути был еще несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделатьнесколько шагов вперед. «Впервые об этом сражении я услышал отредактора дивизионной многотиражки Николая Чайки, когда служил в газете 2-гоБелорусского фронта, - вспоминает поэт М.Л. Матусовский. — Рассказ поразил меня. Позже я познакомился и сгероями, оставшимися в живых. А припомнилось мне все это снова, когда в начале60-х годов режиссер Владимир Басов пригласил меня и композитора ВениаминаБаснера работать вместе с ним над фильмом «Тишина» по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Басов попросил наснаписать песню, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двухглавных героев картины. Песню, непоражающую масштабностью и размахом событий. И тогда я вспомнил этот бой. Вистории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как великоего значение!..» Стихи были написаны, но с музыкой к ним дело не шло никак. После нескольких забракованныхвариантов, мелодия совершенно неожиданно родилась в вагоне дневного поезда подороге домой. Эту мелодию, родившуюсяпод стук вагонных колес, мы и слышим в картине, которая вышла на экраны страныв 1964 году. Пел песню за кадром артист ЛевБарашков. Но после фильма ее пели повсюду уже многиезамечательные певцы. И пожалуй, самым лучшим и непревзойденным ее исполнителембыл народный артист Советского Союза ЮрийГуляев. Теперь, когда слышишь эту песню, даже неверится, что она сложена в послевоенную пору. Так и кажется, что она оттуда —из войны. Выяснилось, что после боя за высоту в живыхосталось лишь двое… Один из них — Герасим Ильич Лапин — был оглушен и контуженв том бою. Засыпанный землей от разрыва снаряда, он пролежал под кустом донаступления темноты, а потом ползком добрался к своим… Другой защитник высоты —Константин Николаевич Власов — был ранен, попал в плен. Бежал, скрывался влесу, а затем воевал в партизанском отряде…
Мыне забудем, не забудем
И когда там, на безымянной, звучала этапесня, я испытывал огромное волнение. Когда мы с композитором ее писали, нам непредставлялось, что песня наша найдет такой отклик в душах людей — и ветеранов,и молодых…»
НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА муз. и сл. Б. Окуджавы Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервыепрозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят кфильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра.Это фильм о мирных днях, и все-таки война незримо присутствует в нем, ощущаетсяв атмосфере действия, происходящего на экране.
Самой этой батальонной песни поначалу небыло — была только ремарка в сценарии о необходимости и желательности таковой.
— Не пишу я сейчас песен. Перешел на прозу.Работы уйма. Найдите кого-нибудь другого…
МОСКВИЧИ (СЕРЕЖКА С МАЛОЙ БРОННОЙ) муз. А.Эшпая сл. Е.Винокурова Вот что рассказывал о возникновениизамысла и рождения песни на эти стихи, автор музыки «Москвичей», народныйартист Советского Союза, лауреат Ленинской премии, композитор Андрей Эшпай: «История этой песни, и в самом деле, несовсем обычная. Должен сказать, что я сначала, как правило, сочиняю музыку, а потом ужеработаю с поэтом. А тут получилось так, что однажды ко мне пришел Марк Бернес ипринес стихотворение, напечатанное в «Новом мире». Было это в 1955 году. Я жилтогда на Большой Бронной, в полуподвале. Поставил журнал на пюпитр инструмента, за которым я работал, раскрыл нанужной странице и сказал: «Прочти эти стихи. Они для тебя. Нужна музыка!» Надо сказать, что для всех нас Бернес быллегендарной личностью. Но он был не только прекрасным актером и певцом, а еще иобладал поразительным умением «угадывать» в стихотворных строчках будущую песню. Стихи меня потрясли. Они были простоснайперски из моей биографии. Я ушел на фронт с Бронной, правда, не с Малой, ас Большой. Но ведь эти улицы — рядом. На войну еще раньше ушел и мой старшийбрат, Валя. Он погиб в самом ее начале. А мама все ждала и ждала его возвращения, не верила в его гибель допоследних дней. Ложилась спать всегда очень поздно. И вот этот «свет лампывоспаленной» в стихах Винокурова — очень точные слова. В них я увидел своюмаму, ожидающую и перечитывающую мои и братовы письма с фронта. Я до сих порвспоминаю маму именно в этом куплете. Все так сходилось, что, буквально, при нем,при Бернесе, я сыграл песню так, как это потом и осталось. Во всяком случае,основная интонация в его присутствии была найдена. По-моему, Винокурову даже больше пришлось надэтой песней работать…« Композитор совершенно прав. Когда музыка кстихам была написана, стало совершенно ясно: необходимо внести в них изменения,чтобы они обрели, в конечном счете, песенную форму. Эшпай и Бернес познакомилисьс Винокуровым. Оказалось, что он тоже фронтовик. Семнадцатилетним парнишкой,когда учился еще в 9-м классе одной из московских школ, ушел на войнудобровольцем, командовал артиллерийским взводом. «Прототипов в полном смысле этого слова угероев моего стихотворения, а потом и песни, не было, — говорил впоследствиипоэт, когда его спрашивали о том, существовали ли на самом деле Сережка с МалойБронной и Витька с Моховой. — Но, когда я его писал, мне больше всегопредставлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившегов одном из переулков Арбата. Хотелось создать поэтический памятник моимсверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом.Многие из них не вернулись домой, а другие войной покалечены…»
ДЕНЬ ПОБЕДЫ муз. Д.Тухманова сл. В.Харитонова Главная «победная»песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без неесегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом ВладимиромХаритоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала напраздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Напредварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольныкомпозицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы»настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что онвстал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался врепертуаре военных песен.
18 февраля 2020 в 20:33
Прикреплённые файлы:Документ: История создания военных песен Описание файла:Файл называется: pesni-voenyh-let_bga9b.doc Это официальный файл организации «Павлова Наталия Геннадьевна, музыкальный руководитель», в нём содержится История создания военных песен. Размер файла: 0,05 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.