Павлова Наталия Геннадьевна, музыкальный руководитель

История создания военных песен

 Историясоздания военных песен

 

      Песни военных лет по праву можно назватьмузыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально спервого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу,поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять,выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Они нужныбыли солдатам первых эшелонов, отправлявшимся на фронт, первым призывникам идобровольцам, ополченцам, толпившимся на сборных пунктах.

   Итакие новые песни, походные, строевые, лирические, сочинялись нашимикомпозиторами и поэтами, публиковались в газетах, выходили отдельнымилистовками, исполнялись по радио, звучали с экрана в боевых киносборниках:песни- лозунги, песни-призывы, выразившие чувство всенародного гнева, ярости,стремление к борьбе, к отпору врагу.

    Вложенные в солдатские треугольники идругие самодельные конверты они пересылались с фронта в тыл и обратно,передавались из уст в уста.

     Со старыми же песнями произошла странная инеожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обреликак бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя олюбви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, онизазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, завозвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовалисобственной жизнью. Заново родившись, песни эти помогали воевать. Они сталисимволом и своеобразным залогом того, что мирное время вернется, что его надовернуть, сметя захватчиков с родной земли.

    Эти песни живут до сих пор. Хорошо когдасовременные дети, знающие о войне из книг, кинофильмов, рассказов, поютфронтовые песни.  Рассказать об историивозникновения таких песен – наша задача, исполнение таких песен – одно изсредств воспитания патриотизма дошкольников.

 

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА

муз. А.В.Александрова      сл. В.И.Лебедева-Кумача

 

    24 июня 1941 года газеты «Известия» и«Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшеесясловами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновикиговорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строкии строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стиховвозник у поэта еще в предвоенную пору.
    Стихотворение в газете прочиталруководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В.Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу жесел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
     Он написал мелом на грифельной доскеслова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписалиих в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьерана Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронтбоевые эшелоны.
      Сразу после напряженной репетициигруппа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами,уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказазаполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть.  В зале ожидания был сколочен изсвежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артистыансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение:можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звукирадио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполненапесня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука АлександраВасильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
     Волнения оказались напрасными. Спервых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в заленаступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. Насуровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всехтоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь ивновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
     Так начался путь песни, славный идолгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашейармией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалосьоружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала порадио.

 

В  ЗЕМЛЯНКЕ

муз. К.Листова      сл. А.Суркова

       Эта песня сразу же, безоговорочно былапринята — и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведьстихотворение, из которого она родилась, появилось в общем-то случайно, даже впечать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронташестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, подИстрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения.

       Так бы и остались эти стихи частьюписьма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию компо­зиторКонстантин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню».«Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах,отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову,будучи вполне уверенным в том, что, хотя свою товарищескую совесть он иочистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет.Листов пробежал глазами по строчкам, промычал под нос что-то неопределенное иушел.

      Через неделю он вновь появился вредакции, попросил  гитару и запел:

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

    Все свободные от работы по выпуску номераслушали, за­таив дыхание.

      Песня «пошла» по всем фронтам — от Се­вастополядо Ленинграда. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственностипоказалось, что строки: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага»— упаднические, «разоружающие». Просили и даже требовали про смерть вычеркнутьили отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно, она «пошла»...О том, что с ней «мудрят», дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмоот шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: «Мы слышали, что кому-то ненравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что досмерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть, мы-то ведьзнаем, сколько шагов до нее, до смерти».

     Конечно же, сугубо личные строки Сурковасовсем не слу­чайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысшихлирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественнойпоэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но иласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, чтона него обрушила жестокая действительность.

     Вот почему если бывшие фронтовики поют проземлянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не сты­дятсяслез.

 

  КАТЮША

муз. М.И.Блантера                  сл. М.В.Исаковского

     Как же родилась «Катюша»?
     Вначале М.В.Исаковским были написаныстихи — всего несколько строк.  «Я незнал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую язаставил выйти на «высокий берег на крутой» и запеть песню. Поэтому стихипришлось отложить…» Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, неповстречай Исаковский композитора М. И.Блантера. 

         «Я начал одну песню»,— сказал мнеМихаил Васильевич и показал четверостишие, — вспоминает Блантер. — Это былоудивительно. Я попросил поэта оставить мне зачин его песни. Теперь я буквальноне находил себе места… «Катюша» без остатка заняла мое воображение. Вслушиваясьв слова Исаковского, я заметил, что в стихотворении его очень звонкаяинтонация. И в частности, вот что: берег, на берег! Какая причудливая играударений! Ну прямо-таки как в веселой народной припевке.                                                   Однако над музыкальным решением песни пришлось потрудиться немало.Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Нопесни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным.

        И тогда поэт и композитор стали вместеискать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжетаподсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенныхлет.
"Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда иоткуда она может прийти, — говорил Исаковский. —  По этим причинам тема Родины, тема защиты ееот посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я,конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне”.

      Так в советскую песенную лирику вошлановая тема — тема любви девушки и воина, защитника Родины.
      Во все времена создавались песни,повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невестыпровожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военнуюслужбу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни. И всегдаэто были грустные песни, полные тоски и печали. Образ тоскующей женщины,ожидающей воина с поля брани и службы солдатской, вызывал сочувствие,сострадание.

    И вдруг появилась «Катюша». В песне этойникакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлыечувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем. что еелюбимый — «боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простойи обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех еепредшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. 

По-новомузазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны.  Но не только в песнях жила в ту суровую поруКатюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившееужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих «катюшах» вскоребыли сложены песни:

Шлибои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом-
Распевала песенки «катюша»
Под Калугой, Тулой и Орлом.

Песнястала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах:«Катарина» и «Дует ветер».  Песня этаслужила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, ак проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи истудентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашейстолицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка сласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша. И, конечно же, всюду звучаласложенная в честь нее замечательная песня.

 

ТЕМНАЯ НОЧЬ

муз. Н.Богословского       сл. В.Агатова

      Картина «Два бойца» снималась в сороквтором в Ташкенте. Композитор Никита Богословский утверждает, что мелодия «Тем­нойночи» сложилась буквально на одном дыхании, мгновенно, что это заняло у негостолько времени, сколько песня звучит сейчас. Режиссер Леонид Луков вспоминал,как поздней ночью они бились над песней про темную ночь, как десять разповторяли запись, но все было «не то», все недоставало особой душевной,проникновенности, лиризма. И вот наконец Бернесу удалось до­биться тогоединственного, неповторимого звучания, которого так искали и режиссер, икомпозитор, и поэт Владимир Агатов.

     Они вышли на улицу, когда над городом ужезанялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работникикиностудии, уже напевали их только что рожденную песню.

    С этого утра началась долгая жизнь «Темнойночи». Ее пели в окопах и землянках, мысленно обращаясь к родным и близким: «Ты меня ждешь и у детской кроватки неспишь...» И над дет­скими кроватками ее пели тоже, потому что в маленьких,затем­ненных городах эта песня очень помогала ждать.

   А потом была Победа, но триумфальное шествие«Темной ночи» продолжалось, она облетела весь земной шар. И когда ИванСеменович Козловский, приехав в гости к вождю амери­канского рабочего классаУильяму Фостеру, в конце беседы спро­сил его: «Что вы хотели бы послушать? Я срадостью спою вам», Фостер попросил: «Спойте „Темную ночь”, эту песню у нас вАме­рике очень любят...»

    Пожалуй, на этом можно было бы и закончитьрассказ об удивительной песне, созданной в годы тягчайших испытаний. Только ещеодна маленькая подробность. Вскоре после того, как «Темная ночь» прозвучала сэкранов, она была записана в студии граммофонных пластинок. Когда сталииспытывать пластинку, послышался какой-то хрип. Взяли вторую пластинку — то жесамое. Поставили третью, пятую, седьмую — брак. Оказалось, что испорчена матрица:техник, записывая песню, горько плакала, и матрица была обильно полита ееслезами...

 

ОГОНЕК

Музыка неизвестного автора               сл. М.Исаковского

   Точкой отсчета в биографии песни можносчитать, пожалуй, 19 апреля 1943 года — день, когда газета «Правда»опубликовала на своих страницах стихотворение Михаила Исаковского «Огонек» сподзаголовком «Песня», но без нот и какой-либо ссылки на то, что к немунаписана музыка. По всей вероятности, поэт заведомо рассчитывал, что песней этиего стихи обязательно станут. Такое случалось уже не однажды. Стихи Исаковскогобыли сами по себе столь напевны, что стоило появиться им на газетной илижурнальной странице, как тут же начиналось негласное соревнование междукомпозиторами: кто из них лучше, ярче, доходчивей выразит в музыке мысль, идеюпоэта? 

     К «Огоньку» музыку стали сочинять иподбирать повсюду и все — профессиональные композиторы и самодеятельные,дирижеры, музыканты, певцы. Известны публикации мелодических версий «Огонька»,принадлежавших М. Блантеру, А. Митюшину, Н. Макаровой, Л. Шварцу, а изсамодеятельных композиторов — Н. Чугунову, В. Никитенко. Все они исполнялись вконцертах на фронте и в тылу, а некоторые звучали по радио и даже были записанына грампластинку (как это случилось, к примеру, в годы войны с музыкой М.Блантера). Однако ничего общего с той мелодией, которая была подхвачена внароде, ни одна из них не имеет.

    Повсеместно запели именно тот «Огонек»,который все мы знаем и сейчас. Кто же автор этой мелодии? А главное — каким образомона так быстро, можно сказать, мгновенно распространилась в военные годы ипрочно закрепилась в народной памяти? На эти вопросы ни одному изисследователей, занимающихся песенным творчеством периода Великой Отечественнойвойны, не удалось пока дать аргументированный ответ. Никто не отыскалпубликаций или хотя бы рукописей «Огонька», относящихся к военному времени.

    Впервые с той мелодией, которая всем намхорошо известна, песня была записана на грампластинку и прозвучала поВсесоюзному радио уже после войны, в 1947 году, в исполнении замечательногопевца и талантливого пропагандиста советской песни Владимира Нечаева. Он спел«Огонек» с эстрадным оркестром Радиокомитета под управлением ВиктораКнушевицкого. По всей вероятности, именно Кнушевицкий и осуществил первуюмузыкальную редакцию, запись и аранжировку того напева, который бытовал вустной традиции, передавался из уст в уста, с живого голоса на живой (а не скассеты на кассету, как в наши дни).

     На этикетке пластинки было указано, чтослова песни М. Исаковского, а музыка — народная. То же самое говорилось и впередачах радио, когда она звучала. С тех пор разгорелись споры вокругавторства мелодии «Огонька», которые не затихают по сей день.

«...Начинаяпримерно с 1945 года и до сих пор, - писал по этому поводу Михаил ВасильевичИсаковский в апреле 1968 года, - очень многие люди пытаются доказать, что песню(музыку) написали они, то есть, вернее, каждый пытается доказать, что это егомузыка. Одним словом, авторов музыки «Огонька» было великое множество. Союзкомпозиторов создал специальную комиссию, чтобы выяснить, кто же автор«Огонька». Было рассмотрено множество материалов, проверена каждая нота, каждаямузыкальная «закорючка». В конце концов комиссия установила, что стихи«Огонька», напечатанные в «Правде», напоминают даже мотив польской песенки«Стелла», что ни один из претендентов не мог написать музыку.

 

 

                                 СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС

муз.М Фрадкина                                      сл. Е.Долматовского

 

  Песня«Случайный вальс» была создана в 1943 году композиторомМарком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом, МаршалаСоветского СоюзаКонстантина Рокоссовского. Эта композиция должнабыла выполнить настоящую боевую задачу: готовилось наступление на врага вКурском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военныхдействий не готовится. Интересно, что в первоначальном варианте песни былитакие слова:
Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на погоне
Незнакомая ваша рука.

    Говорят, когда И. В. Сталин прослушалпесню, он возмутился: как же хрупкая девушка может достать до плеча высокогосильного советского офицера?! Не понравилось Иосифу Виссарионовичу и название«Офицерский вальс»: «офицер должен не танцевать, а воевать». Вот таким образомпесня стала называться «Случайный вальс», а «погоны» превратились в «ладони».

 

СМУГЛЯНКА

муз. А.Новикова                  сл. Я. Шведова

    Осенью 1940 года поэт Яков Шведов икомпозитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах.Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа дляокружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня одевушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была посвоему складу лирической, игровой.        Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новиковапропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни,композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. — Чтоэто за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-тосмуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же авторгероических песен, — говорили Новикову.

       Эти доводы звучали очень убедительно, и«Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно,так бы она и осталась там, если бы не один случай.

—Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменногоансамбля А. В. Александров, — вспоминал Новиков, — и спросил, нет ли у меняновых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». Квеликому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовьмолдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.
     «Смуглянка» полюбилась бойцам, и,хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она какпесня современная.

 

НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ

Муз. В.Баснера      сл. М.Матусовского

    События, о которых поется в этой песне, невыдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская областьсоседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от неговысота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м.
   Сколько их, безымянных таких высотококазывались подчас серьезной преградой на пути наших войск, освобождавшихродную землю. Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбитьгитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить ее нужно было во что быто ни стало.      Эту боевую задачувзялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцатибойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин.Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям ипосле ожесточенного боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её,истекая кровью, но не сдаваясь.

     Бойцы, отбивавшие одну атаку врага задругой, нуждались хотя бы в кратковременной передышке для того, чтобы сменить иперезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды,перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Годенкин, решилотвлечь огонь врага на себя. В окровавленной и изодранной гимнастерке поднялсяон во весь рост и пошел прямо на гитлеровцев.

     Рука его была перебита, и потому он держалавтомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошел метров пятнадцать— двадцать.    Казалось, он шел оченьдолго. На этом пути был еще несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделатьнесколько шагов вперед.

     «Впервые об этом сражении я услышал отредактора дивизионной многотиражки Николая Чайки, когда служил в газете 2-гоБелорусского фронта, - вспоминает поэт М.Л. Матусовский. — Рассказ поразил меня. Позже я познакомился и сгероями, оставшимися в живых. А припомнилось мне все это снова, когда в начале60-х годов режиссер Владимир Басов пригласил меня и композитора ВениаминаБаснера работать вместе с ним над фильмом «Тишина» по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Басов попросил наснаписать песню, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двухглавных героев картины.  Песню, непоражающую масштабностью и размахом событий. И тогда я вспомнил этот бой. Вистории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как великоего значение!..» Стихи были написаны, но с музыкой к ним дело не шло никак. После нескольких забракованныхвариантов, мелодия совершенно неожиданно родилась в вагоне дневного поезда подороге домой.  Эту мелодию, родившуюсяпод стук вагонных колес, мы и слышим в картине, которая вышла на экраны страныв 1964 году. Пел песню за кадром артист ЛевБарашков.

    Но после фильма ее пели повсюду уже многиезамечательные певцы. И пожалуй, самым лучшим и непревзойденным ее исполнителембыл народный артист Советского Союза ЮрийГуляев.

     Теперь, когда слышишь эту песню, даже неверится, что она сложена в послевоенную пору. Так и кажется, что она оттуда —из войны.

     Выяснилось, что после боя за высоту в живыхосталось лишь двое… Один из них — Герасим Ильич Лапин — был оглушен и контуженв том бою. Засыпанный землей от разрыва снаряда, он пролежал под кустом донаступления темноты, а потом ползком добрался к своим… Другой защитник высоты —Константин Николаевич Власов — был ранен, попал в плен. Бежал, скрывался влесу, а затем воевал в партизанском отряде…
Оба они дожили до того дня, когда на месте их боя и гибели их товарищей былсооружен памятник. Рядом с ним — землянка, над которой высится та самая«обгоревшая сосна» из песни. Ближе к дороге — музей. Идущие мимо машиныпритормаживают и дают продолжительные гудки…
     «Я тоже не однажды бывал в этоммузее. Внутри огромного холма — землянка в три наката, — пишет М. Л.Матусовский, — Заходишь вовнутрь, и у вас возникает ощущение, что бойцы толькопокинули ее. Нарубили лапник повесили шинели и каски. В углу стоит телефонныйаппарат. А на деревянной стене в металле вычеканены строки из нашей песни:

Мыне забудем, не забудем
Атаки яростные те —
У незнакомого поселка
На безымянной высоте…

     И когда там, на безымянной, звучала этапесня, я испытывал огромное волнение. Когда мы с композитором ее писали, нам непредставлялось, что песня наша найдет такой отклик в душах людей — и ветеранов,и молодых…»

 

НАМ НУЖНА  ОДНА  ПОБЕДА

муз. и сл. Б. Окуджавы

     Кинофильм «Белорусский вокзал», где впервыепрозвучала и откуда вошла в нашу жизнь эта песня, безоговорочно относят кфильмам о Великой Отечественной войне, хотя нет в нем ни одного военного кадра.Это фильм о мирных днях, и все-таки война незримо присутствует в нем, ощущаетсяв атмосфере действия, происходящего на экране.
      Прост сюжет фильма. Четверофронтовых друзей встречаются по горестному поводу — на похоронах своего бывшегооднополчанина. И оказывается, что они верны ему по-прежнему, готовы прийти напомощь друг другу, постоять за правду. Кульминационным в фильме являетсяэпизод, когда четверка главных героев, роли которых исполняют известные актеры Алексей Глазырин, Анатолий Папанов,Всеволод Сафонов и Евгений Леонов, приходят в гости к бывшей медсестресвоего десантного батальона и, помянув боевого товарища, припомнив былые бои,просят хозяйку спеть любимую песню их «десятого непромокаемого батальона».

      Самой этой батальонной песни поначалу небыло — была только ремарка в сценарии о необходимости и желательности таковой.
  Песню все никак не могли подобрать. И тогдарешено было обратиться к поэту-фронтовику Булату Шалвовичу Окуджаве, автору многих замечательных песен, втом числе и о войне. Но он поначалу отказывался.

 — Не пишу я сейчас песен. Перешел на прозу.Работы уйма. Найдите кого-нибудь другого…
Сопротивлялся он долго.   И тогда решилипоказать ему отснятый к тому времени материал. Когда зажегся свет, вижу: глаза у него горят, взволнован. Очень ему этопонравилось. Так что вдохновило его на песню только то, что увидено было им наэкране.
   В скором времени Окуджава принесготовую песню. Послушать ее собралась вся киногруппа.
    «Я, признаться, растерялся, —рассказывает об этом памятном для него прослушивании поэт. — Предупредил, чтоне предлагаю свою мелодию, пусть они судят только о стихах. И неуверенным, каким-то диким от волнения голосом началпеть…
   Сначала песня не произвела впечатленияни на режиссера, ни на киногруппу, но я чувствовал: что-то в ней есть. Простомешало мое неумение исполнять, да еще, не умея играть, я вздумалаккомпанировать себе на пианино в присутствии композитора Шнитке,писавшего музыку к «Белорусскому вокзалу», и делать это при нем было особеннотрудно. Но вдруг именно он, один-единственный, сказал: «Послушайте, а ведь этоже очень интересно». И тут же воспроизвел песню сам, и мы начали петь дуэтом. Итогда запела вся группа…В фильме она исполнена именно так, как и должна былапрозвучать: без особенного умения, на нерве…»

МОСКВИЧИ

(СЕРЕЖКА С  МАЛОЙ  БРОННОЙ)

муз. А.Эшпая      сл. Е.Винокурова

      Вот что рассказывал о возникновениизамысла и рождения песни на эти стихи, автор музыки «Москвичей», народныйартист Советского Союза, лауреат Ленинской премии, композитор Андрей Эшпай:

    «История этой песни, и в самом деле, несовсем обычная.                           Должен сказать, что я сначала, как правило, сочиняю музыку, а потом ужеработаю с поэтом. А тут получилось так, что однажды ко мне пришел Марк Бернес ипринес стихотворение, напечатанное в «Новом мире». Было это в 1955 году. Я жилтогда на Большой Бронной, в полуподвале. Поставил журнал на пюпитр инструмента, за которым я работал, раскрыл нанужной странице и сказал: «Прочти эти стихи. Они для тебя. Нужна музыка!»

     Надо сказать, что для всех нас Бернес быллегендарной личностью. Но он был не только прекрасным актером и певцом, а еще иобладал поразительным умением «угадывать» в стихотворных строчках будущую песню.

   Стихи меня потрясли. Они были простоснайперски из моей биографии. Я ушел на фронт с Бронной, правда, не с Малой, ас Большой. Но ведь эти улицы — рядом. На войну еще раньше ушел и мой старшийбрат, Валя. Он погиб в самом ее начале. А мама все ждала и ждала его возвращения, не верила в его гибель допоследних дней. Ложилась спать всегда очень поздно. И вот этот «свет лампывоспаленной» в стихах Винокурова — очень точные слова. В них я увидел своюмаму, ожидающую и перечитывающую мои и братовы письма с фронта. Я до сих порвспоминаю маму именно в этом куплете.

    Все так сходилось, что, буквально, при нем,при Бернесе, я сыграл песню так, как это потом и осталось. Во всяком случае,основная интонация в его присутствии была найдена.  По-моему, Винокурову даже больше пришлось надэтой песней работать…«

     Композитор совершенно прав. Когда музыка кстихам была написана, стало совершенно ясно: необходимо внести в них изменения,чтобы они обрели, в конечном счете, песенную форму. Эшпай и Бернес познакомилисьс Винокуровым. Оказалось, что он тоже фронтовик. Семнадцатилетним парнишкой,когда учился еще в 9-м классе одной из московских школ, ушел на войнудобровольцем, командовал артиллерийским взводом.

    «Прототипов в полном смысле этого слова угероев моего стихотворения, а потом и песни, не было, — говорил впоследствиипоэт, когда его спрашивали о том, существовали ли на самом деле Сережка с МалойБронной и Витька с Моховой. — Но, когда я его писал, мне больше всегопредставлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившегов одном из переулков Арбата. Хотелось создать поэтический памятник моимсверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом.Многие из них не вернулись домой, а другие войной покалечены…»

 

                                                        ДЕНЬ  ПОБЕДЫ

муз. Д.Тухманова       сл. В.Харитонова

   Главная «победная»песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без неесегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом ВладимиромХаритоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты.

      Впервые эта песня прозвучала напраздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. Напредварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольныкомпозицией, ее даже назвали «цыганской». Но на концерте песня «День Победы»настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу, что онвстал и не сдерживал слез. После этого «День Победы» навсегда остался врепертуаре военных песен.

 

18 февраля 2020 в 20:33

Прикреплённые файлы:

Документ: История создания военных песен

Описание файла:

Файл называется: pesni-voenyh-let_bga9b.doc

Это официальный файл организации «Павлова Наталия Геннадьевна, музыкальный руководитель», в нём содержится История создания военных песен.

Размер файла: 0,05 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.